Профстандарт

 

Профессиональный стандарт 
«Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
 

    Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, а квалификация работника - это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

 Введение профстандартов для педагогов позволит решить сразу несколько вопросов:

  • Точно определить, какую именно квалификацию должен иметь педагог.

  • Обеспечить нужную подготовку будущих работников этой области.

  • Уведомить педагогов о требованиях, которые будут к ним применяться.

  • Привлечь самих учителей, воспитателей и преподавателей к повышению уровня образования в России.

      Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий с совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога.компетенций педагога. В целом, профессиональный стандарт педагогических работников является документом, от которого зависит:

 

  • возможность конкретного человека работать в педагогической сфере;

  • размер оплаты труда; порядок исчисления стажа;

  • определение размера пенсии;

  • планирование карьеры педагогического работника.

    Профстандарт является рамочным документом и при необходимости дополняется требованиями, утвержденными в регионах с учетом местных особенностей.   Кроме того, внутренние стандарты учреждения образования тоже могут содержать дополнительные требования к педагогическому работнику.

Профессиональный стандарт педагога разработан на основе «Макета профессионального стандарта», поэтому при знакомстве с ним его форма может показаться непривычной для педработников.

 

Профстандарт воспитателя в детском саду включает в себя следующие структурные части:

  •      Общие сведения о стандарте:

В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования, какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателям относится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).

  •  Функциональная карта

Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции:

  • обучения;

  • воспитания;

  • развития.

  •    Характеристика функций

В этой части профстандарта педагога ДОУ функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются. Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей («воспитатель»«педагог») и т. д., требования к образованию и другие квалификационные условия.

  •     Сведения о том, какие организации разработали профстандарт

Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел. Так, профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОС был разработан МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы.

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога?

·        Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

·        Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

·        Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

·       Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

·       Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

     Проще говоря, в первую очередь он потребуется при приеме на работу на должность «педагог». Далее данный «эталон» поможет экспертам оценить работу аттестуемого педагога. С помощью стандарта можно выявлять квалификацию педагога, необходимую для качественного воспитания и обучения. Учитывая те критерии, которые содержатся в данном документе, возможно обеспечение необходимой профессиональной подготовкой педагогов для высокой результативности труда. Стандарт поможет педагогу иметь представление о тех требованиях, которые к нему предъявляются работодателем.

 

     Как мы с вами знаем, новый (ФГОСстандарт дошкольного образования предъявляет требования не только к содержанию образования, к его результатам, но и, самое главное отличие от ФГТ, к условиям реализации образовательного процесса. В плане внедрения ФГОС ДО особое внимание уделено кадровому обеспечению и подготовке педагогов дошкольного образования. А вот основные требования к педагогам определены в тексте Профессионального стандарта педагога.

 

 

 Какова же связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС   профстандарту? 

     К педработникам ДОУ (воспитателямпедагогам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартовФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ; профстандарт, утвержденный Минтруда РФ. Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферамФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2020 года.

     Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны. Дело в том, что с 2020 года, когда вступят в силу профстандарты для педагогических работниковФГОСдолжны будут разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований.

     Профстандарт для педагога ДОУ, подлежащий введению в 2020 году, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников.

 Профессиональная компетентность заведующего в контексте единых требований профессионального стандарта педагога: 

     На первом этапе подготовки внедрения профстандарта задача заведующего – довести основные положения стандарта до каждого педагога. Такие интерактивные формы методической работы, как творческие группы, брифинги, дискуссии, круглые столы и мозговая атака, дают наибольший результат. 

     Введение профстандарта влечет за собой изменение определенной нормативной правовой базы образовательной организации. предстоит большая работа по оказанию помощи педагогам по доведению их квалификации до уровня требований профстандарта. Учитывая, что большинство педагогов образовательных организаций, это педагоги со значительным педагогическим стажем, работа предстоит не малая. 

    Во внутреннем стандарте нашего дошкольного учреждения мы дополнили принятый перечень необходимых личностных и профессиональных качеств профессионального стандарта педагога следующими характеристиками:

  • способность к самообразованию и личностному росту;

  • осознанное или интуитивное понимание ребенка, бережное отношение к его потребностям, предоставление ему свободы роста и развития, создание «обогащенной среды», погружение ребенка в среду человеческой культуры;

  • видение современных требований и задач образования, ценностное отношение к ребенку, к культуре его развития, к творчеству;

  • потребность и способность поддерживать процесс личностного становления детей, их саморазвития; способность проявлять гуманную педагогическую позицию;

  • умение осуществлять педагогическую деятельность по внедрению субъективно новых подходов и современных технологий воспитания и обучения детей, придавая им личностно- смысловую направленность.

Нормативные документы: